Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Решение задач на тему: Иронии в литературном произведении исторические и теоретические аспекты

Купить за 3800 руб.
Страниц
66
Размер файла
124.8 КБ
Просмотров
24
Покупок
0
Актуальность темы исследования.В художественной практике существует ряд явлений, которые при широкой своей распространенности остаются еще малоизученными. Один из таких примеров - ирония, которая, по мнению ученых, относится к эстетическим

Введение

Актуальность темы исследования.

В художественной практике существует ряд явлений, которые при широкой своей распространенности остаются еще малоизученными. Один из таких примеров - ирония, которая, по мнению ученых, относится "к эстетическим модификациям" [30, с. 326]. Ирония находит своё воплощение во всем многообразии стилевых исканий художников слова разных эпох, начиная с античности и кончая литературой XXI века, и как приём широко используется в литературных произведениях, но при попытке исследовать её внутренний механизм, возникает немало затруднений.

В современной литературе получили широкое распространение различные приемы, которые позволяют говорить о концепции авторской иронии, требующие сегодня пристального внимания и изучения, поскольку относятся к активным средствам информационного воздействия на читателя.

Творчество Е. Водолазкина и В. Ерофеева стало в последние время предметом пристального междисциплинарного интереса широкого круга исследователей. Но, тем не менее, многие аспекты художественного мира писателей изучены недостаточно. К числу таковых проблем и задач следует отнести приемы авторской иронии в их произведениях. Этим и объясняется актуальность данной работы.

Объектом исследования является авторская ирония в современной художественной прозе, а его предмет - приемы реализации авторской иронии в прозе современных писателей.

Материалом исследования послужили роман Е. Водолазкина "Лавр", рассказ В. Ерофеева "Жизнь с идиотом", литературно-критические статьи и рецензии о произведениях данных авторов.

Цель данной работы - рассмотреть историю становления теории авторской иронии в литературоведении и выявить своеобразие авторского видения иронического контекста в произведениях Е. Водолазкина и В. Ерофеева.

Для реализации поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи.

1. Исследовать исторические и теоретические аспекты иронии в контексте русской литературы.

2. Рассмотреть примеры использования различных приемов создания иронии в художественных произведениях.

3. Выявить особенности авторской иронии в романе Е. Водолазкина "Лавр" и рассказа В. Ерофеева "Жизнь с идиотом".

4. Выявить особенности иронии как составляющей категории комического на примере произведений данных авторов.

Поставленные задачи определяют последовательность и структуру исследовательской работы: введение, две главы, заключение и библиографический список источников.

Научная новизна исследования обусловлена системным подходом к изучению идейно-эстетических и художественных принципов реализации авторской иронии в произведениях Е. Водолазкина и В. Ерофеева.

Гипотеза:

Теоретической основой работы послужили научные труды по отечественной и зарубежной теории иронии: М. М. Бахтина, Ю.Б. Борева, Б. М. Гаспарова, А. Б. Есина, Ж. Женетта, А. Ф. Лосева, Г. Н. Поспелова, Н. Т. Рымаря, В. И. Тюпы, Д. Е. Хализева. Историко-литературные труды об особенностях современной русской прозы: О.А. Лекманова, В.В. Курицына, Л. Хатчеона.

Методологическая база исследования предполагает комплексный анализ авторской иронии, учитывающий подходы структурно-семантического, сравнительно-типологического, герменевтико-интерпретационного литературоведческих методов, как одном из важнейших аспектов авторской иронии в произведениях современных прозаиков.

Сравнительно-типологический метод дает возможность выявить природу разнородных объектов при помощи сопоставления по определенным параметрам.

Герменевтико-интерпретационный метод позволяет глубокого проникнуть в художественную ткань текста, выявить способы и средства, формирующие скрытые смыслы в литературном произведении; исследовать пространственно - временную организацию художественного произведения.

Структурно-семантический метод, предполагающий выделение существенных свойств и функций исследуемого предмета, позволяет проследить связь между романом "Лавр" и рассказа "Жизнь с идиотом".

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут представлять интерес для дальнейшего исследования авторской иронии в пространстве художественных произведений современной литературы.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут способствовать более глубокому изучению творчества Е. Водолазкина и В. Ерофеева; для создания элективных курсов по проблемам творчества современных писателей в старших классах; при написании рефератов, сочинений, курсовых работ.

Апробация работы: результаты работы были представлены в виде докладов и тезисов на Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Молодежь и образование XXI века". (СГПИ, г. Ставрополь, 2017) и Международной научно-практической конференции "Инновационные технологии нового тысячелетия" (г. Уфа, 2017).

Кроме того, основные положения исследования нашли отражение в публикациях: "Авторская ирония в романе Е. Водолазкина "Лавр" Международная научно-практическая конференция "Инновационные технологии нового тысячелетия". г. Уфа, 2017.

Оглавление

- Введение 2

- Иронии в литературном произведении исторические и теоретические аспекты

- Иронии как литературоведческое понятие

- Ирония как вид комического

- Способы реализации авторской иронии в художественной литературе

- Авторская ирония в произведениях современных писателей

- Авторская ирония в романе Е. Водолазкина Лавр

- Авторская ирония в рассказе В.Ерофеева Жизнь с идиотом

- Авторская ирония в творчестве Б. Ерофеева

- А. Снегирев роман Вера

- В. Войнович Монументальная пропаганда и Портрет на фоне мифа

- Заключение 60

- Список источников 62

Заключение

Ирония является мощным инструментом формирования литературного стиля, построенного на противопоставлении буквального смысла слов и высказываний их противоположному значению. Подчеркнем, что ирония привлекала многих ученых: философов, лингвистов, литературоведов еще с античных времен. Разные авторы рассматривали иронию как эстетическую категорию или риторический прием, вид, метод, процесс или средство. Современные писатели понимают иронию как скрытую насмешку. Существует множество видов иронии, которые успешно применяются как в устной речи, так и в литературных текстах.

Нами были отобраны и описаны те виды иронии, которые наиболее часто встречаются в литературе и понадобятся нам при последующем анализе произведений, такие как, интертекстуальность, видоизменение и деформация явлений; неожиданные эффекты; несоразмерность в отношениях и между явлениями; мнимое объединение абсолютно разнородных явлений: создание явлений, которые по существу или по видимости отклоняются от логической или праксеологической нормы.

В принципе для иронии как стилистической фигуры характерно такое же отношение к пародии, как и для сатиры: имитация формального элемента для иронии не обязательна, даже можно сказать, наоборот: не в каждой пародии используются возможности иронии, это подходит, скорее всего, для подражания.

Следует отметить, что критика в жанре сатиры и средства юмора, используемые для этого: ирония, шутка и так далее, не являются единственной целью. Они всегда служат для положительной оценки, для устранения изъянов, дефектов. Несмотря на различия в определениях жанров сатиры и пародии, оба этих жанра могут пересекаться в тексте на основе выполняемых ими функций: гиперболизации и искажения. Формальное подражание литературному произведению - это существенный признак каждой пародии, но когда мы сталкиваемся с подражанием в иронии - это всего лишь частный случай.

Каждый из писателей, безусловно, создавал собственный стиль иронии. У одних она открытая, например у В. Ерофеева, у Е. Водолазкина ирония скрыта. Она достигается через бесхитростное повествование его персонажей, которые не подозревают, что добродушие и простодушие придает роману иронический оттенок.

Таким образом, ирония и пародия связаны с построением самих художественных произведений. В авторскую речь проникают голоса персонажей, что ведёт, во-первых, к симфонизму" изображения, во-вторых, к появлению "духа иронии", который пронизывает произведение, но эта ирония не уничтожающая, а мудрая и снисходительная, которая позволяет писателю глубже проникнуть в суть вещей. Сущность пародируемого не в осмеянии и дискредитировании, а в самом ощущении сдвига формы путём наполнения диалогами и монологами. "Внешнее действие доведено до минимума, и на первый план выступает духовное, "душевное" движение".

Персонажи в романе "Лавр" и в рассказе "Жизнь с идиотом" не только объекты изображения, но и "изображающий мир субъект". Они помогают автору строить произведение не только с помощью того, что он вкладывает в уста героя свои взгляды, но и тем, что своими, порой разноречивыми, порой противоположными характеристиками помогают писателю показать изображаемое с разных точек зрения, что ведёт к более углубленному, диалектическому пониманию высказанных идей. Авторы так направляют монологи, что рождается богатая напряжённая картина человеческих отношений, а "собственный его голос слышен лишь тогда, когда он в конце книги, через финальный эпизод, непосредственно описывает своего главного героя". Всё это приводит к тому, что читатель оказывается знаком не только с автором, он вовлекается в мир отношений между персонажами, близко знакомится и с повествующими героями.

Список литературы

1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле. - М.: ИМЛИ, 1975. - 155 с.

2. Бахтин М.М. Искусство слова и народная смеховая культура. М.: Языки славянских культур, 2010

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 447 с.

4. Белая Л. В. Лексико-семантические и функциональные особенности антропонимики Булгакова: на материале романа "Мастер и Маргарита" // Филологические науки. - М., 1990. - № 5. - С. 103-110.

5. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. - М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1953. Т 3. - 457 с.

6. Белкин А. А. Русские скоморохи. - М.: Наука, 2005. - 192 с.

7. Бергсон А. Смех в жизни и на сцене. СПб., 1900. С. 117-118.

8. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издание Московской Патриархии, 2002. - 848 с.

9. Болдина Л. И. Ирония как вид комического: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М, 1981. - 198 с.

10. Борев Ю. Комическое, или О том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. - М.: Искусство, 1970. - 272 с.

11. Борев Ю. О комическом. - М., Искусство, 2006. - 123 с.

12. Водолазкин Е.Г. Лавр. - М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2012. - 448 с.

13. Вулис А. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" М.: Художественная литература, 1991. - 222 с.

14. Галинская И.Л. Загадки известных книг. - М.: Наука, 1986. - 128 с.

15. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: очерки русской литературы XX века. - М.: Наука. Издательская фирма "Восточная литература", 1993. - 304 с.

16. Гаман Р. Эстетика. М., 1913. С. 123.

17. Гегель Г. В. Эстетика: В 4 т. - М.: Искусство, 1973. Т. 1. - 330 с.

18. Гордович К. Д. История отечественной литературы ХХ века: Пособие для гуманитарных вузов. - СПб: Петербургский институт печати, 2005. - 352 с.

19. Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. М.: Детская литература, 2008.- 684 с.

20. Достоевский Ф.М. Избранные сочинения. М.: Астрель, 2015. - 450 с.

21. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. - М.: Рус. яз., 1998. - 688 с.

22. Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения: Энциклопедический путеводитель. - М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. - 512 с.

23. Есин А. Б. Литературоведение. Культурология: Избранные труды. - М.: ФЛИНТА, 2003. - 260 с.

24. Ерофеев В.В. Жизнь с идиотом. - М., СП "Интербук", 20111. - 256 с.

25. Ерофеев В.В. Энциклопедия русской души.- М., Подкова, 2009. - 388 с.

26. Женетт Ж. Фигуры: В 2-х т. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998.Т.1. - 470 с.

27. Иванова И.Н. Ирония в поэзии русского модернизма (1890-1910 годы)/Федеральное агентство по образованию, Ставроп. гос. ун-т/науч. ред. Л.П. Егорова: [монография]. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. - с. 422.

28. Иванова И. Н. Типология и эволюция иронии в поэзии русского модернизма (1890-1910 годы): диссертация... д-ра филол. наук: 10.01.01, Ставрополь, 2006 а. - 528 с.

29. Иванова И. Н. Типология и эволюция иронии в поэзии русского модернизма (1890-1910 годы): автореф... д-ра филол. наук: 10.01.01, Ставрополь, 2006 б. - 42 с.

30. Карасев Л. В. Философия смеха. - М.: Рос. гуманит. ун-т, 1996. - 224 с.

31. Кожинов В.В. Великий творец русской культуры XX века. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М.: Военное издательство, 2014. - 179 с.

32. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. С. 367.

33. Лотман Ю. Статьи по типологии культуры. Вып. 2. М.:Астрель АСТ, 2013. - 145 с.

34. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. М.: Просвещение, 2010.- 288 с.

35. Литературная теория немецкого романтизма/Под. общ. ред. Н.Я.Берковского. - Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. - 329 с.

36. Литературные манифесты западноевропейских романтиков/Под общ. ред. А.С. Дмитриева. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 633 с.

37. Литературный энциклопедический словарь/Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

38. Манн Т. Художник и общество - М., 1986. - С. 36-41.

39. Морозов А. Пародия как литературный жанр // Русская литература. 1960. № 1. С. 51-58

40. Мур К. Дурак. Перевод с английского М. Немцова. М.: Эксмо, 2013. .- 352 с.

41. Особое мнение. В. Ерофеев. http://echo.msk.ru/programs/personalno/1887208-echo/ (сетевой ресурс).

42. Пивоев В. М. Пародия и комическое (к вопросу о жанровой специфике пародии) //Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983. С. 130-140.

43. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. С. 152 - 162.

44. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность / Пер. с англ. И. В. Хестановой и Р.З. Хестанова. - М.: Русское феноменологическое общество, 1996. - 280 с.

45. Рымарь Н.Т. Ирония и мимезис: к проблеме художественного языка XX века // Научные чтения в Самарском филиале Университета РАО. -М., 2001. - Вып. 1. - С. 47-59.

46. Рюмина М.Т. Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность. М.: Едиториал УРСС, 2003. - 320 с.

47. Сервантес М. Дон Кихот. М.: Эксмо, 2013. .- 1152 с.

48. Сигов К. Б. Человек вне игры и человек играющий. М.: АСТ, 2014.-389 с.

49. Симонов П. В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознании // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1985. Т. IV. С. 153.

50. Спенсер, Герберт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

51. Тюпа В. И., Н.Д. Тамарченко. Ирония. Теория литературы // Под ред. Н. Тамарченко. - М.: Академия, 2004. - 492 с.

52. Фрайденберг О.М. Миф и литература древности. Москва, Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2008. - 387 с.

53. Фрейд З. Тотем и табу. М.: Эксмо-пресс, 2014. - 278 с.

54. Хализев В. Е. Теория литературы. - 4-е изд. испр. и допл. - М.: Высшая школа, 2005.- 405 с.

55. Чекалов К. А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. - М.: ИМЛИ РАН, Наследие. - 2005. - 198 с.

56. Чернышевский Н. Г. Избр. филос. соч. Т. 1. С. 289.

57. Юрченко О.О. Ирония в художественном мире: автореф... к. филол. наук: 10.01.01, Улан-Удэ, 2000 б. - 148 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочаров, А.Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе / А.Г. Бочаров. - М. : Художественная литература, 1977. - 368 с.

2. Гордиенко, А.Т. В борьбе за человека: Концепция личности как сфера идеологической борьбы в современной литературе и эстетике / А.Т. Гордиенко. - Киев : Наукова думка, 1977. - 267 с.

3. Золотоносов, М. О роли Владимира Войновича в российской литературе [Электронный ресурс] / М. Золотоносов. - URL : http://www.online812.ru/2012/10/12/013/ (дата обращения: 12.03.2019).

4. Зубарева, Е.Ю. Авторская ирония и способы ее выражения в "Сказках" М.Е. СалтыковаЩедрина и В.Н. Войновича [Электронный ресурс] / Е.Ю. Зубарева // Язык русской художественной литературы. Типология девиации в языке художественной литературы последней четверти ХХ века : межвуз. сб. науч. тр. - URL : http://dо.gendocs.ru/docs/index-8980.html?page=2 (дата обращения: 10.03.2019).

5. Зубарева, Е.Ю. Игра в сказку: щедринские традиции в "Сказках" В.Н. Войновича / Е.Ю. Зубарева // Вестник ЦМО МГУ. Литературоведение. - 2011. - № 3. - С. 8892.

6. Щербак-Жуков, А. Писать сатиру реалистичнее, чем пишут реалисты: интервью В.Н. Войновича [Электронный ресурс] / А. Щербак-Жуков. - URL : //http://www.bigbook.ru/articles/ detail.php?ID=9159 (дата обращения: 03.03.2019).

7. История философии: энциклопедия. - Минск : Интерпрессервис : Книжный дом, 2002. - 1376 с.

8. Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература: 1950-1990-е годы : учеб. пособие. В 2 т. Т. 2 / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. - М.: Академия, 2003. - 688 с.

9. Панков, Ю. Необычайные приключения живого классика [Электронный ресурс] / Ю. Панков. - URL: www.sovsekretno.ru/magazines/article/3206 (дата обращения: 21.02.2019).

10. Пономарев, Е. От Чонкина до Чонкина [Электронный ресурс] / Е. Пономарев. - URL : http://magazines.russ.ru/neva/2004/3/ponom16.html. (дата обращения:12.12.2012). 12 Фотогалерея. "Советский Рабле" Владимир Войнович [Электронный ресурс]. - URL : http://rus.ruvr.ru/photoalbum/89358191/ (дата обращения: 24.02.2019).

11. Сухих, И.Н. Русская литература для всех. Классное чтение! (От Блока до Бродского) / И.Н. Сухих. - СПб. : Лениздат, 2013. - 736 с.

12. Щеглова, Е. О солдате Чонкине, Аглае Ревкиной и других [Электронный ресурс] / Е. Щеглова. - URL: http://magazines.russ.ru/neva/2004/3/sh17.html (дата обращения: 12.02.2019).

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
66
Размер файла
124.8 КБ
Просмотров
475
Покупок
0
Иронии в литературном произведении исторические и теоретические аспекты
Купить за 3800 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram